Методическая работа

На современном этапе совершенствования деятельности в системе профессионального образования объективно повышается роль методической работы, которая становится важнейшим звеном системы непрерывного педагогического образования.

Она дает возможность руководителю, методической службе обеспечить на диагностической, дифференцированной и индивидуализированной основе профессиональный рост и развитие каждого педагога, их участие в инновационной деятельности.

Согласно статье 184 «Система научно-методического обеспечения профессионально-технического образования» Кодекса Республики Беларусь об образовании, научно-методическое обеспечение лицея включает:

  • учебно-программную документацию образовательных программ профессионально-технического образования;
  • учебные программы по учебным предметам;
  • программно-планирующую документацию воспитания;
  • учебно-методическую документацию;
  • учебные издания;
  • информационно-аналитические материалы.

Реализуется основная цель методической работы лицея – создание условий для целостного и устойчивого развития обучающегося, повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников, научно-методическое обеспечение процесса подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров.

В лицее осуществляются такие приоритетные задачи методической работы как:

  • комплексно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • создание условий для развития творческого потенциала педагогов и учащихся;
  • организация и осуществление повышения профессиональной квалификации педагогических работников лицея;
  • выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов;
  • совершенствование структурных элементов УМК путем разработки и внедрения в образовательный процесс электронных средств обучения, применения современных информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование единой информационной  среды, пополнение  нормативно-методической базы.

Общее руководство методической работой в лицее осуществляет директор. В состав методической службы входят:

  • заместители директора лицея, курирующие определенное направление в лицее;
  • председатели методических комиссий;
  • педагогические работники.

Методическая работа реализуется по следующим направлениям:

  • диагностико-аналитическая деятельность;
  • организационно-методическая деятельность;
  • учебно-методическая деятельность;
  • индивидуальная методическая работа;
  • информационная деятельность;
  • организационно-управленченская деятельность.

Планирование и организацию методической работы педагогические работники проводят в соответствии с функциональными обязанностями, разработанными на основе тарифно-квалификационной характеристики.

Индивидуальная методическая работа, являющаяся основной формой совершенствования педагогического мастерства, проводится по следующим направлениям:

  • изучение научной, учебно-методической литературы, нормативных документов, связанных с практической деятельностью;
  • создание научно-методического обеспечения преподавания предметов и профессий;
  • изучение и внедрение современных технологий обучения в образовательный процесс;
  • анализ, корректировка, разработка учебно-программной документации;
  • участие в работе педагогического совета, совета лицея,  методических комиссий, семинаров, творческих объединений педагогов и т.д.

Результаты методической работы периодически обсуждаются на коллегиальном уровне, коллективном и индивидуальном. На первых двух уровнях в форме отчета рассматриваются промежуточные результаты методической деятельности, проводится соответствующая корректировка в действиях, принимаются окончательные решения, и итоги о проделанной работе оформлялись протоколом.

Нередко итоги методической работы подводятся в форме:

  • творческих отчетов,
  • аукционов идей,
  • методических выставок и т.д.

Основные направления деятельности методического характера реализуются за счет работы:

  • методического кабинета;
  • методических комиссий;
  • инструктивно-методических совещаний.

Организация работы методических комиссий

В соответствии с основными направлениями деятельности, в целях оказания методической помощи преподавателям, мастерам производственного обучения и кураторам учебных групп в лицее работают 3 учебно-методические комиссии и 1 методическое объединение:

  • учебно-методическая комиссия преподавателей учебных предметов профессионального компонента и мастеров производственного обучения;;
  • учебно-методическая комиссия преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента;
  • методическое объединение по воспитательной работе.

Работу методических комиссий объединяет общая цель: создание системы методических услуг в соответствии с потребностями педагогов, обеспечение роста профессиональной компетентности каждого педагога и его индивидуального продвижения и самореализации.

В основе планирования работы методических комиссий лежит диагностика, которая позволяет определить трудности и лучший опыт в работе педагогов для оказания последующей помощи в преодолении выявленных затруднений, а также для обобщения и распространения педагогического опыта